Мар 15, 2022 - Школьные сочинения   

Сочинение по стихотворению Дактили

Шесть стихов. Шесть строф. Шесть стоп. Такой необычной системой наделяет стихотворение «Дактили» Владислав Ходасевич. Читатель непременно задумается: «Для чего все это?» Попробуем разобраться.

«Был мой отец шестипалым» — начинаю читать я и немного удивляюсь метафоре. Потом все проясняется: речь о художнике, держащем в руке свой инструмент! В первом же стихе автор рассказывает о герое, используя перифраз («ткань, натянутая туго» — холст) и довольно интересный хронотоп: «Там, где фиванские сфинксы друг другу в глаза загляделись, в летнем пальтишке зимой перебегал он Неву» — это те самые сфинксы, которых по указу Петра I привезли в Петербург, и которые по сей день величественно сидят на набережной Невы, близ Академии Художеств имени Репина. Ходасевич рассказывает о молодости художника, подчеркивая присущие ей бедность, вольность и радость («Веселый и нищий художник»).

Лирический герой считает творчество настоящим счастьем, что неоднократно подчеркнуто в тексте различными способами: «Был мой отец шестипалым. Такими родятся счастливцы», «Память о прошлом своем <…> святом ремесле». Художник в глазах лирического героя сравним с Богом, творцом всего живого, которому дарована высшая власть («Мир созерцает художник — и судит, и дерзкою волей, демонской волей творца — свой созидает, иной»). Вообще, идея сверхчеловека связывает многие произведения русской литературы начала ХХ века: она прослеживается в творчестве поэтов-символистов (например, Бальмонта), футуристов (Бурлюка, Маяковского), в прозе Горького («Старуха Изергиль») и других.

Однако ни в коем случае не нужно думать, что позиция лирического героя однозначна. Основная проблема стихотворения состоит во внутреннем противоречии героя: вопросы «Что я хочу делать, а что должен?», «Правильный ли путь я выбрал?», «Чего стою я и мое искусство?». Сомнения лирического героя пронизывают все стихотворение, начиная с первых строк (друг другу противопоставляются тугой холст и мягкая кисть), заканчивая сравнением поэзии с азартной игрой, в которой суждено проиграть: «Как игрок на неверную карту, ставит на слово, на звук — душу свою и судьбу…». Фигура умолчания подчеркивает переживания и разочарования героя не только здесь. Четырьмя строчками выше прием используется с той же целью («Он же очи смежил <…>, не созидал, не судил…»). Оксюморон «трудный и сладкий удел» характеризует выбор отца с разных точек зрения, выражает сомнения лирического героя.

Интересно, что повествование в стихотворении ведется исключительно от первого лица, хотя основными персонажами можно назвать героя и его отца. Чаще всего в таких случаях поэты используют форму диалога, но Ходасевич намеренно оставляет отца абсолютно немым. «Никогда ни намеком, ни словом не поминал, не роптал. Только любил помолчать», — и он молчит. Мы видим все только глазами его сына.

Важной темой стихотворения является тема семьи, ведь именно чтобы прокормить детей и жену отец «спрятал, зажал, затаил» свое ремесло в сухой (верно, от жесткой воды) и красивой ладони.

Образ матери введен в тест неслучайно. Лирический герой как бы оправдывает жизненный путь отца, ведь мать — это «молитва, любовь, верность и смерть». Ради той, кто тебя вырастил (тот, кого любишь — с точки зрения отца), нужно жертвовать своими желаниями и интересами. Слово «смерть» в данном ряду вновь показывает сомнение и внутреннюю борьбу лирического героя.

«Шестеро было детей. <…> Я загибаю пальцы один за другим — пять. А шестой — это я». Данная метафора говорит об ощущении героя себя лишним — он как бы не существует для отца. Своих братьев и сестер лирический герой называет «те пятеро», будто это чужие люди. Для героя существует лишь он сам и отец, это тревожит его больше всего. Отец «не успел прокормить» своего шестого сына, — я провожу параллель с тем, как он утратил свое искусство. Ведь лирический герой — это практически воплощение прошлой жизни родителя: он тоже художник, но художник слова!

Связь отца и сына раскрывается также с помощью сюжета из юности первого; когда он, веселый и бедный, перебегал Неву в легком пальто, а ныне его сын, в январскую ночь, во хмелю, поминает отца.

Композиция, рифма и ритм произведения заслуживают особого внимания. В пяти стихах нам рассказывается, в основном, про отца лирического героя, а последний стих посвящен сыну. Также и он считает себя последним, шестым, даже лишним.

Текст написан дактилем, но с разным количеством стоп в строках, без рифмы. Интересно, что для того, чтобы размер был «ровным», следовало бы разбить некоторые строчки на две, к примеру:

Пря́тать он| ло́вко уме́л| в ле́вой зажа́той руке́

Это вновь подчеркивает внутренние противоречия лирического героя, ворох мыслей в голове, сомнения. Вся система рифмовки и композиция текста помогают показать связь «шестипалого» отца и сына.

Итак, лирический герой, в отличие от отца, не оставил свой талант, мечту, не похоронил свое «святое ремесло». С помощью поэзии герой может сделать многое. Она дает ему силы жить, помогает бороться с переживаниями. Даже название стихотворения Владислава Ходасевича — «Дактиль» — литературный термин, который показывает важность и нужность творчества, ведь автор именно на языке поэзии смог лучше всего высказать то, что его волнует, понять себя и почтить память отца.

Сочинение написано: 2014-2015
Тема: анализ творчества Ходасевича, Дактили

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});