«Страстные к чинам» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему: «Страстные к чинам» в комедии А. С. Грибоедова  «Горе от ума»

Тысячу раз был прав А. И. Герцен, сказав однажды, что комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «век не сойти со сцены». Острая, злободневная, саркастическая проблематика произведения не оставляет равно душным ни единого зрителя. Яркость образов и живость речи комедий заставляют ловить каждую фразу каждую реплику каждое слово героев. Но самый главный секрет «Горя от ума», в котором заключена и гениальность произведения, — вневременные человеческие типы. Да, действие происходит в первой четверти XIX столетия. Конечно, социальные и политические проблемы и течения того времени косвенно или прямо присутствуют в комедии. Однако великолепно выполненные зарисовки самых разных характеров и нравов без всякого усердия можно применить и к далекому прошлому и к нашему настоящему, и даже, как ни прискорбно это сознавать, к «светлому будущему». Здесь есть и трагический герой-одиночка, противостоящий во много раз превосходящему его по силе противнику; и загадочная и непостижимая женская душа; и низость и подлость, пробивающие себе дорогу в жизни, прикрываясь личиною умеренности и аккуратности. Есть здесь и извечная русская проблема чинопочитания, порождающая  алчную страсть к получению высоких званий независимо от степени их заслуженности.

Наиболее очевидна и даже нарочито выпукла страсть к чинам у полковника Сергея Сергеевича Скалозуба. Фамусов характеризует его так:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не но летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Тупость и солдафонство, скудоумие и узость интересов, неудержимое хвастовство без меры и приличий и вера в собственную неотразимость соединились в этом персонаже. Скалозуб суть собирательный образ большинства военных России всех времен. Он также будет символизировать и эпоху Николая I, это тридцатилетие «покорности и страна». Грибоедов, словно ясновидец, еще до прихода к власти тупицы и царского приспешника Аракчеева показал в комедии, кто будет купаться в лучах царского расположения. Незатейливость всех желаний Скалозуба автор озвучивает устами самого героя:

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

В его же образе находит отражение и нехитрая мысль, освещенная еще гениальным Д. И. Фонвизиным в комедии «Недоросль»: «Не хочу учиться, хочу жениться». Скалозуб на предложение Фамусова речь завести о6 генеральше» с готовностью отвечает:

Жениться? Я ничуть не прочь…

Страстью к достижению чинов отличается и Алексей Степанович Молчалин. Однако, в отличие от Скалозуба, Молчалин умен. Ум его гибок и изворотлив. Словно гадюка, которую пригрел у себя на груди Фамусов, он поражает незримым ядом всех окружающих. Молчалин медленно, но верно движется к своей эгоистичной цели; точно следуя жизненным принципам, усвоенным им от отца еще в детстве:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин наверняка знает, что нынче в цене у «нужных», людей, а посему не стыдится прислуживать им. Он заставляет окружающих замечать в нем лишь «умеренность и аккуратность» , тщательно скрывая истинность своих стремлений. Как бы невзначай он стал секретарем уважаемого в светском московском обществе Фамусова, словно бы не нарочно получил чин асессора. В некотором смысле страстен к чинам и Павел Афанасьевич Фамусов. Нет, ему уже нет нужды, выбиваясь из сил, карабкаться вверх по служебной лестнице. Однако влияние в московском обществе, в том числе и политическое, стоит дорого. А посему Фамусов не чурается наносить всем и каждому визиты вежливости, не скупится на балы в своем доме и очень старается прослыть за гостеприимного человека.

Чета Тугоуковскик в потенциальных женихах для своих внучек, кроме денег, ценит еще и полученные за годы службы звания, а Наталья Дмитриевна выходит замуж за полковника в отставке Платона Михайловича Горича, показывал его гостям, словно домашнего питомца, и хвастаясь, что, «когда бы службу продолжал, конечно, был 6ы он московским комендантом».

«Руси, куда ж несешься ты?» — восклицает Н. В. Гоголь в финале своей поэмы «Мертвые души». И глядя на нынешнюю нашу страну можно со скорбно отметить, что Русь, полная абсурда и самых невероятных человеческих пороков, сама не ведает, куда она держит свой тернистый и извилистый путь. А. С. Грибоедов почти двести лет назад пытался открыть глаза людям, обратить их взоры к собственным слабостям и порокам, вместе посмеяться над ними и постараться искоренить их. Однако, как показывает многолетний опыт, мы умеем смеяться над кем угодно, только не над собой.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});