Сочинение на тему: Творчество И. Босха и четвертый сон Раскольникова.
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Из Библии
Имеющий Сына Божия имеет жизнь,
не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
От Иоанна. 5:12, 13
Впервые роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание» был напечатан по главам в журнале Русский вестника и имел большой успех у читающей публики. Однако Достоевский отмечал непонимание большинства читателей, так как его роман был прочтен как простая, занимательная криминальная история с подробным, захватывающим описанием психологического состояния преступника и с достоверным рассказом о жизни людей, вышвырнутых на дно жизни.
Этот роман, один из немногих шедевров русской литературы, известен и признан во всём мире. Одно из величайших философско-идеологических произведений вызывало и вызывает по сей день множество споров и противоречивых мнений. Героев романа никогда не существовало, однако к ним относятся как к конкретным, реально жившим людям, современникам Ф. М. Достоевского.
В творчестве Достоевского тема божественности и греховности человека занимает очень важное место. Примером такого противоречивого сочетания является главный герой романа Родион Раскольников.
Другой художник, которого волновали преступления и грехи людей, а также возмездие за их поступки,- великий нидерландский живописец Иероним Босх. Он отличался очень необычным восприятием мира. К сожалению, многие его картины не сохранилась, а оставшиеся произведения не имеют даты, поэтому можно лишь приблизительно установить основные вехи творчества этого необычного художника, который меня удивил своими сюжетами и образами своих картин и заставил задуматься о Боге.
«Семь смертных грехов» — ранняя работа И. Босха. В центре композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг располагаются изображения семи смертных, то есть способных окончательно погубить душу человека грехов гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Художник накопит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный каждому: гнев иллюстрируется в виде пьяной драки, зависть изображается в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа, и т. д. И. Босх просто и наглядно показывает, как прочно укрепились эти грехи в душах людей. И злодейства для них — привычные, будничные явления. Художник напоминает, что за грехами и преступлениями неотступно следует наказание: по углам картины располагаются еще четыре изображения — смерти, Страшного Суда, ада и рая. Как выражались проповедники того времени, -это «четыре последние вещи».
Но вернемся к Родиону Раскольникову, умному и талантливому представителю петербургской молодежи, по-своему великодушному и человечному Он идет на убийство вследствие создания им ужасной теории о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих»: твари дрожащие» должны слушаться и подчиняться, а дело «право имеющих» — повелевать. «Право имеющие» — это сверх люди, и, по мнению Раскольникова, они могут позволить себе «кровь по совести», чтобы осчастливить других людей. Убийство одного безвинного человека — много ли оно стоит, если потом можно будет сделать тысячи добрых дел для счастья многих и многих обездоленных.
Грех людей из сна Раскольникова — непреодолимое тщеславие, которое было так сильно, что они даже мысли не допускали о своей неправоте. Один из грехов, которому они не противились, повлек за собой другие: зависть и гнев. Люди начали уничтожать друг друга. Если так поступает один человек, то последует наказание — гибель его души. А если сумасшествуют целые народы, то наказанием будет Конец света. Эта опасность реальна в современном мире, подобное сумасшествие уже возникало неоднократно, примером чему могут служить завоевания Александра Македонского, войны Наполеона, эпоха фашизма в Германии во главе с Гитлером. Эти кровопролитные и бессмысленные с общечеловеческой точки зрения войны порождались безграничным тщеславием отдельных личностей, способных повести за собой толпы людей. Как гениально показывает Ф. М. Достоевский, человеку легче, проще и понятнее идти преступным путем, чем каким-либо другим. Как же человеку избежать греха и прожить жизнь достойно, не разрушая себя? Босх отвечает: «Берегись, берегись, Бог видит». Художник видит спасение людей в вере в Бога, в его истины. Достоевский не пишет однозначно, какие люди спасут мир, он говорит лишь, что это будут «чистые и избранные». Они должны «начать новый род людей, обновить и очистить землю» — создать рай на земле. Задача каждого разумного человека -воспитывать себя в соответствии с заповедями Божьими и уходить в своем поведении от тех грехов, которые ведут к самоуничтожению личности: Интересно, что И. Босх жил в конце ХИ-начале XV I веков, а Ф. М. Достоевский — уже в XIX веке, но мысли у них оказались схожими. Их волновала одна и та же проблема, и пути ее решения они предлагали одинаковые. Выходит, люди за века изменились мало. Эти великие художники являются в своем роде врачами, предлагающими пути профилактики злодеяний людей.
Оставить комментарий или два