Сочинение на тему: Художественные особенности литературного пейзажа (по произведениям русской литературы ХIХ века).
В литературном произведении пейзаж является одним из композиционных и содержательных элементов художественного целого. Особая функция пейзажа в романтических поэмах состоит в том, чтобы создать образ недостижимой мечты, «утраченного рая», оттенить одиночество героя. Так, в поэме Мцыри Лермонтова возникает описание родного аула, куда стремится попасть юный послушник. Образы пробегают перед мысленным взором рассказчика «смутной чередой, из обрывков воспоминаний складывается цельная картина: гул несущихся табунов, лунные вечера, игривый поток с золотистым песком, ласточки, касающиеся крылом волны…
В Демоне Лермонтов противопоставляет холодному, «бесчувственному духу» злая сказочно прекрасную картину кавказской природы, словно вобравшую в себя все богатство и разнообразие «божьего мира». Развернутое описание природы подчеркивает душевную слепоту Демона: …все, что пред собой он видел, Он презирал или ненавидел.
Пейзаж также может играть роль <<зеркала>> душевных состояний героя. Например, в поэме «Мцыри» страстной, вольнолюбивой натуре главного героя соответствует яркая экзотическая природа Кавказа. Одни из наиболее эмоциональных моментов в исповеди Мцыри связан с его воспоминанием о грозе. Душа послушника необузданна и свободна, как бури:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад.
Глазами тучи я следил
Рукою молнии ловил.
В произведениях, созданных вне рамок романтической традиции, образы стихий могут приобретать другое смысловое значение. Так, в романе Пушкина Капитанская дочка (1936) — появление Пугачева предваряется описанием бурана. Пейзаж здесь символизирует стихию неукротимого народного бунта, а кроме того, он напрямую связан с сюжетом (буран существенным образом влияет на последующие отношения Гринева с самозванцем) и обладает самостоятельной художественной ценностью.
Сходные функции пейзаж выполняет в поэме Медный всадник: он эстетически ценен сам по себе, определяет развитие сюжета, а также является из символов, определяющих идеологическую суть поэмы.
Образы разгневанной стихии ассоциируются в в Медном всаднике с могущественными силами , перед которыми бессилен человек и над которыми не властен правитель. Цари не в силах противостоять как природным катаклизмам, так и социальным взрывам, стихии «русского бунта».
Например, в начале второй части автор сравнивает Неву с шайкой разбойников:
Так злодей
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
Пейзажными зарисовками насыщен роман Евгения Онегина. Автор сопровождает описаниями пейзажа основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется изображением ночного сада, а завершается картиной сельского утра:
Сияние гаснет. Там долина
Сквозь пар синеет. Таен поток
Засеребрился…
Автор говорит в романе и о своем личном восприятии природы («Я был рожден для жизни мирной…).
Проблема взаимосвязи душевной жизни персонажа и его пейзажных впечатлений решается по-разному в творчестве Тургенева, Толстого и Достоевского. В тургеневском романе Отцы и детин пейзаж выполняет психологическую функцию, косвенно характеризуя героев, указывая на особенности их душевного склада, идейно-эстетических воззрений. Так, Павел Кирсанов и холодная, рассудочная Лила Одинцова невосприимчивы к красоте природы, как и Базаров, провозглашающий, что природа мне «не храм, а мастерская». Но мягкий, деликатный и чувствительный Николай Кирсанов испытывает необычайное волнение, созерцая волшебную красоту вечернего пейзажа. В произведениях Толстого пейзаж связан с кульминационными моментами в духовном поиске героев и становится решающим толчком к их внутреннему обновлению.
У Достоевского же, напротив, пейзаж вторичен, он лишь символически отражает духовное состояние персонажа. Если в начале повествования взору героя, одержимого идеей убийства, открывается отвратительная картина петербургских «углов»: На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…», — то в эпилоге Раскольников, готовый принять «правду Сони, видит «необозримую» степь, широкую и пустынную реку». Продолжая и развивая традиции золотого века» русской литературы писатели ХХ столетия, как и их великие предшественники, широко используют в своем творчестве пейзажную живопись как одно из важнейших средств для решения творческих задач.
Оставить комментарий или два