Художественные особенности литературного пейзажа (по произведениям русской литературы ХIХ века)

Сочинение на тему: Художественные особенности литературного пейзажа (по произведениям русской литературы ХIХ века).

В литературном произведении пейзаж  является одним из композиционных и содержательных элементов художественного целого. Особая функция пейзажа в романтических поэмах состоит в том, чтобы создать образ недостижимой мечты, «утраченного рая», оттенить одиночество героя. Так, в поэме Мцыри Лермонтова возникает описание родного аула, куда стремится попасть юный послушник. Образы пробегают перед мысленным взором рассказчика «смутной чередой, из обрывков воспоминаний складывается цельная картина: гул несущихся табунов, лунные вечера, игривый поток с золотистым  песком, ласточки, касающиеся крылом волны…

В  Демоне  Лермонтов противопоставляет холодному, «бесчувственному духу» злая сказочно прекрасную картину кавказской природы, словно вобравшую в себя все богатство и разнообразие «божьего мира». Развернутое описание природы подчеркивает душевную слепоту Демона: …все, что пред собой он видел, Он презирал или ненавидел.

Пейзаж также может играть роль <<зеркала>> душевных состояний  героя. Например, в поэме «Мцыри» страстной, вольнолюбивой  натуре главного героя соответствует яркая экзотическая природа Кавказа. Одни из наиболее эмоциональных  моментов в исповеди Мцыри связан с его воспоминанием о грозе. Душа послушника необузданна и свободна, как бури:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад.

Глазами тучи я следил

Рукою молнии ловил.

В произведениях, созданных вне рамок романтической традиции, образы стихий могут приобретать другое смысловое значение. Так, в романе Пушкина Капитанская дочка (1936) — появление Пугачева предваряется описанием бурана. Пейзаж здесь символизирует стихию неукротимого народного бунта, а кроме того, он напрямую связан с сюжетом (буран существенным  образом влияет на последующие отношения Гринева с самозванцем) и обладает самостоятельной художественной ценностью.

Сходные функции пейзаж выполняет в поэме Медный всадник: он эстетически ценен сам по себе, определяет развитие сюжета, а также является из символов, определяющих идеологическую суть поэмы.

Образы разгневанной стихии ассоциируются в в Медном  всаднике с могущественными силами , перед которыми бессилен человек и над  которыми не властен правитель.  Цари не в силах противостоять как природным катаклизмам, так и социальным взрывам, стихии «русского бунта».

Например, в начале второй части автор сравнивает Неву с шайкой разбойников:

Так злодей

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..

Пейзажными зарисовками насыщен роман Евгения Онегина. Автор сопровождает описаниями пейзажа основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется изображением ночного сада, а завершается картиной сельского утра:

Сияние гаснет. Там долина

Сквозь пар синеет. Таен поток

Засеребрился…

Автор говорит в романе и о своем личном восприятии природы («Я был рожден для жизни мирной…).

Проблема взаимосвязи душевной  жизни персонажа и его пейзажных впечатлений решается по-разному в творчестве Тургенева, Толстого и Достоевского. В тургеневском романе Отцы и детин пейзаж выполняет психологическую функцию, косвенно характеризуя героев, указывая на особенности их душевного склада, идейно-эстетических воззрений. Так, Павел Кирсанов и холодная, рассудочная Лила Одинцова невосприимчивы к красоте природы, как и Базаров, провозглашающий, что природа мне «не храм, а мастерская». Но мягкий, деликатный и чувствительный Николай Кирсанов испытывает необычайное волнение, созерцая волшебную красоту вечернего пейзажа. В произведениях Толстого пейзаж связан с кульминационными моментами в духовном поиске героев и становится решающим толчком к их внутреннему обновлению.

У Достоевского же, напротив, пейзаж вторичен, он лишь символически отражает духовное состояние персонажа. Если в начале повествования взору героя, одержимого идеей убийства, открывается отвратительная картина петербургских «углов»: На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…», — то в эпилоге Раскольников, готовый принять «правду Сони, видит «необозримую» степь, широкую и пустынную реку». Продолжая и развивая традиции золотого века» русской литературы  писатели ХХ столетия, как и их великие предшественники, широко используют в своем творчестве пейзажную живопись как одно из важнейших средств для решения творческих задач.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});