RSS
people

Мотив чтения в комедиях «Горе от ума» и «Недоросль»

Я считаю, что мотив чтения в комедиях «Горе от ума» и «Недоросль» весьма важен. И я представлю ниже доказательства.

В первую очередь мне следует отметить мотив чтения в комедии Грибоедова «Горе от ума». Чтение повлияло как и на главных героев, так и на второстепенных. Начну с того, что чтение имело воздействие на героев совершенно различное, ведь многое зависит от книг, которые мы выбираем для чтения! Так Софья, из девушки с пылким живым умом и свежими взглядами превратилась в поклонницу французских романов, которая мечтала о скромном и томном воздыхателе. Чацкий же, впитал в себя новейшие идеи просветителей и мечтал изменить общество. И, как можно справедливо заметить, всё это случилось под властью чтения.

Я считаю, что нужно немного подробнее осветить влияние чтения на героев. В первую очередь — на Чацкого. Ведь именно из-за книг он стал тем, кого мы видели в комедии. Грибоедов вскользь упоминал, что Чацкий был человек с живым умом, прямым характером и желанием изменить общество ещё до своего путешествия. Но после поездки он горел ненавистью к «Фамусовскому обществу» консерваторов. Его неприятие лжи во имя повышения по службе, лицемерия и так далее сложилось именно из-за информации, которую он почерпнул в книгах. Безусловно, что и окружение тоже немало повлияло, но дело именно в чтении. Самое интересное, что Чацкий ведь не был по-настоящему умным человеком (я полностью солидарна с точкой зрения Пушкина, что в комедии одно умное лицо — Грибоедов). Он распинался перед теми, кому было совершенно всё равно на его мнение, а в конце комедии героя и вовсе сочли сумасшедшим! Это и свидетельствует о том, что Чацкий не особенно увлекался книгами о саморазвитии, умении держаться в обществе, такте… Он предпочитал то, что было ему по душе, как выясняется, это книги просветителей. Это и есть корень того, что Чацкий совершенно не выносит современное российское высшее общество и пытается с юношеской страстью что-то всем доказать. Но следует оговориться, что влияние чтения на главного героя было и положительным. Ведь именно благодаря таким «Чацким» в России совершилась революция. Также мы знаем, что Чацкий весьма образованный человек, он пишет, переводит, его остроумие очень меткое! Это подтверждает, что очень многое зависит от выбора нужных книг.

Теперь немного о Софье, как я уже говорила, она очень неглупая девушка, но изменилась под влиянием чтения. Она получила типичное воспитание для девушки того времени, то есть любила французские романы, моду и мечтала о любви. Если в детстве ей помогал Чацкий не опуститься до уровня обычной девицы, то после его отъезда она предалась чтению. В основном, французские романы повлияли на её идеал «принца». По представлениям Софьи, объект должен быть тихим, смущённым и бросать иногда нежные томные взгляды на возлюбленную. Эти-то качества героиня и приписала Молчалину. И все, читавшие «Горе от ума» знают, чем сие закончилось. Эта ситуация доказывает нам, что чтение может весьма пагубно повлиять на человека.

Ещё хочу сделать несколько замечаний относительно «Фамусовского общества» . Это воистину общество людей, которые презирают все учёные книги. Сам же Фамусов вообще считает, что учение — вред. Также могу привести пример Скалозуба, который осуждает своего брата за то, что он променял службу на книги. Да и прочее окружение имеет похожее мнение о книгах.

Теперь перейдём к комедии Фонвизина «Недоросль». Я считаю, что в ней мотив чтения выражен не так явно, как в «Горе от ума», но несколько моментов осветить нужно.

В первую очередь это отношение госпожи Простаковой к чтению. Она, как видно из текста, согласна с точкой зрения Фамусова, считая чтение величайшим злом. Но можно отметить интересный момент, что героиня стремится дать своему сыну Митрофану образование.

Также мною отмечено благотворное влияние чтения на Софью. Не зря Стародум поощряет её любовь к чтению, узнав авторов, которых читает его племянница. Интересно, что имена героинь в комедиях одинаковы, но одна предпочитает чтение для нравственного обогащения, а другая увлекается «бульварными» романами. И в итоге все получают по заслугам.

Чтение смогло также повлиять на Правдина и Стародума, но об этом сказано немного. Правдин получил часть знаний из книг, поэтому можно сделать вывод, что и здесь проглядывает мотив чтения. Стародум же просто поощряет хорошие книги, из чего можно понять, что он тоже много читал в своё время.

Митрофан тоже пытался читать, но совершенно безуспешно.

Я надеюсь, что мне удалось логично аргументировать и доказать свою точку зрения.

Оставить комментарий или два