RSS
people

Петербург в произведениях русских писателей XIX века

Сочинение на тему: Петербург в произведениях русских писателей XIX века

К теме Петербурга обращался в своем творчестве едва ли не каждый из русских писателей и поэтов. Это объясняется тем, что петровская столица с момента своего возникновения воспринималась художниками слова, обществом в целом как символ России, олицетворяющий ее величие, красоту и открытость миру и вместе с тем воплотивший в себе противоречивость и драматизм русской жизни.

В русской поэзии первой четверти XIX века запечатлен образ декабристского и пушкинского Петербурга, города вольнолюбивых надежд, высоких стремлений. В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин рисует картины петербургской жизни 1810-х годов, насыщая повествование языком эпохи, в том числе гражданской лексикой («вольность», «гражданин», «свобода»), именами «властителей дум» того времени (Адам Смит, Руссо, Байрон, Чаадаев, Шишков). В то же время он пишет о противоречивости столичной жизни, двойственности вызываемых Петербургом чувств:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

В поэме Медный Всадник» противоречивая природа города, возникшего не в результате естественного исторического развития, а по воле царя-преобразователя, отражена в композиции произведения (парадный Петербург во вступлении противопоставлен образу гибнущего, затопляемого города в основной части поэмы) и в характере его основного конфликта (мелкий городской чиновник, осознавший себя жертвой Петра и его творения, бросает вызов Медному Всаднику — символу города).

Петербург Некрасова — это «город роковой», беспощадный и жестокий к своим жителям. В поэме «Несчастные» Некрасов пишет о молодых людях, которые рассчитывают обрести в Петербурге славу и богатство:

…Воображенье

К столице юношу манит,

Там слава, там простор, движенье…

Однако провинциала часто ждет крушение надежд. Громадный город, подобно бездушному механизму перемалывает людские судьбы:

Пройдут года в борьбе бесплодной,

И на красивые плиты, Как из машины винт негодный,

Быть может, брошен будешь ты?

В то же время у Некрасова есть образы городского пейзажа, отразившие своеобразнее очарование Петербурга. В цикле «О погоде» поэт, описывая столицу, подчеркивает невесомость, «волшебное сияние» зимнего города, который увиден как бит сквозь морозную дымку, отливающую серебром:

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты…

В серебре лошадиные гривы,

Шапки, бороды, брови людей,

И, как бабочек крылья, красивы

Ореолы вокруг фонарей!

Характерны для Некрасова стихи, описывающие эпизоды из жизни городских низов. Как правило, колорит таких стихотворений мрачен, их звучание трагично. В финале стихотворения «Утро» мы слышим выстрел:

Дворник вора колотит — попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел — кто-то покончил с собой…

К числу типично петербургских произведений Некрасова относятся «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…, «Еду ли ночью по улице темной..» .

Достоевский в своих романах продолжает и развивает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга. Как и у этик авторов, у Достоевского с образом Северной столицы связаны мотив безумия и идея иллюзорности внешнего облика города. В «Подростке» герой, фантазирующий о конце петербургского периодам русской истории, рисует в своем воображении, как «весь этот гнилой, склизкий город подымется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди него, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».

Если в произведениях Пушкина и Гоголя уже намечена тема вины города перед человеком, то у Достоевского, подробно разрабатывающего эту тему звучит и мысль о соучастии города в преступлениях героев. «Самый фантастический, самый отвлеченный и умышленный» Петербург Достоевского диктует жителям свою волю, определяет их мысли, поступки, судьбы.

Образ Петербурга в произведениях русской литературы XIX века отличается многообразием пейзажей, красок, символов, подробностей городской жизни; предстает как важный элемент образа России, воплощающий ее прошлое, настоящее и будущее.

Оставить комментарий или два